6 принципов эффективной коммуникации

От умения грамотно доносить мысли не только в жизни, но и в бизнесе, зависит очень многое. Хорошо выстроенные коммуникации это залог успеха. А напротив, туманность посыла, неверная стилистика и бестактность могут привести к тому, что вас воспримут неправильно, не поймут или вовсе не захотят понять.

В этой статье мы расскажем об основных правилах, которых стоит придерживаться, чтобы сделать бизнес коммуникации более эффективными. Итак, приступим!
Принцип 1. Четко доносите мысли до собеседника
Пожалуй, это главный принцип в общении с клиентами и подрядчиками. Отсутствие ясно сформулированного месседжа означает, что коммуникация, по сути, не состоялась. Есть практические методики, которые помогут не терять главный посыл:

  • Держите в голове цель обращения. Так вас не уведет в сторону, и вы в полной мере сможете донести то, что хотели;
  • Много читайте качественную литературу и прессу. Обращайте внимание на то, как там выделяются основные идеи.
Принцип 2. "Не лейте воду"
Многословность и чрезмерное внимание к деталям может привести к потере главного смысла. Не говоря уже о том, что мы заставим наших коллег утомляться и раздражаться.

Большое количество слов, пускай даже умных и уместных, не сделает речь/письмо эффектней и понятней. Скрывая отсутствие содержание за большим полотном текста, можно создать репутацию ненадежного человека. Иногда действительно лучше промолчать или честно сказать о том, что пока не готовы дать ответ. С другой стороны, не упускайте действительно важные детали в погоне за лаконичностью.
Принцип 3. Правильно подбирайте стиль
В зависимости от того, с кем и по какому поводу вы общаетесь, следует прибегать к соответствующей стилистике. Неправильно выбранный стиль коммуникации может дорого обойтись, особенно в бизнесе. Излишняя фамильярность или нарочито деловой стиль при определенных обстоятельствах могут иметь негативный эффект. Адресат может воспринимать это как нарушение границ или как черствость и негибкость.

Для того, чтобы не ошибиться со стилем, важно:
  • Понять степень близости между вами и собеседником, формальности отношений;
  • Проанализировать бэкграунд собеседника: его должность, характер (если знакомы), культуру. В различных культурах по-разному ценятся формализм и личные границы. Например, британцы чопорные, а американцы более неформальные и демократичные в общении, но при этом и те и другие склонны сохранять определенную дистанцию;
  • Совершенствовать русский язык и культуру речи, чтобы лучше ориентироваться в том, какие слова и выражения являются просторечием, а какие литературными.
Принцип 4. Избегайте двусмысленности
Неверно истолкованный посыл может привести к недопониманию. В бизнесе такая ситуация, по понятным причинам, крайне нежелательна.

Как избежать многозначности:
  • Задавать себе вопрос, а может ли мое сообщение быть истолковано не так, как я задумываю. Данная методика больше подходит для письменной коммуникации, однако может помочь устранить недопонимание и в процессе разговора.
  • Повторять в конце беседы свои тезисы и ненавязчиво получать от собеседника обратную связь относительно того, как он вас понял. Обратную связь можно запрашивать и в письменном виде.
Принцип 5. Выдерживайте свою речь/письмо в правильном тоне
Тон коммуникации должен варьироваться в зависимости от характера ситуации – от дружеского до более настойчивого и даже твердого, когда, к примеру, контрагент явно нарушает договоренности. Однако, нельзя вести себя некорректно, переходить на личности и использовать ненормативную лексику.

Для того, чтобы придерживаться правильного тона, не копите в себе негатив, а конструктивно говорите о том, что вас не устраивает. Раздражение обязательно выйдет наружу в самый неподходящий момент в виде резкого слова, хамства или раздраженного выражения лица.
Принцип 6. Учитывайте потребности собеседника
Успешная коммуникация способствует формированию лояльности и достижению целей. Ее отличие также состоит в том, что собеседники понимают пользу, которую они получат в итоге.

Применительно к бизнесу это означает, что коммуникатор должен аккуратно указывать своему собеседнику на те потребности, которые он может закрыть. В данном случае надо четко осознавать, к чему стремится собеседник.
Халис Басов
Account Executive Manager