«Расскажите Вашей бабушке» или Построение репутации для стартапов

В последнее время все чаще в PR агентства обращаются стартапы, которые хотят построить свою репутацию. Несмотря на высокие риски, такие компании обладают огромным потенциалом для создания сильной репутации. Однако, чтобы достичь успеха в этом процессе, необходимо уделить внимание особенностям и тонкостям развития организации. В статье мы рассмотрим, каким образом стартапы могут построить и укрепить свою репутацию.

Для успешной PR-кампании важно понимать, что коммуникационные (не рекламные) инструменты не работают по схеме "заплатим и разместим как побольше статей,, чтобы получить прибыль или найти инвестора". Как и любой другой инструмент продвижения, PR требует стратегического подхода и, зачастую, помощи профессионалов-пиарщиков с наработанными связями в СМИ. Отсутствие внутреннего специалиста или PR-консультанта может нанести серьезный вред репутации стартапа, вместо того чтобы эффективно помогать бренду процветать и развиваться.
Когда стартапу уже можно заниматься PR?

Заниматься пиаром проекта необходимо только при наличии готового продукта, готового к выходу в свет. Очень редко это можно сделать и на этапе идеи, но здесь требуется тщательный анализ и формирование особой стратегии.

Какую задачу Вы ставите перед PR кампанией?

Чаще всего, руководители стартапов хотят строить репутацию своей компании, но не могут четко поставить задачу и дифференцировать маркетинговые и PR-показатели, которые они хотели бы достичь.Как правило, мы рекомендует стартапам для первого этапа продвижения бренда выбрать для коммуникаций одно из направлений:

Уникальный инновационный продукт/сервис/идея:

Одним из ключевых аспектов, который делает стартапы привлекательными для потенциальных клиентов и инвесторов и, конечно, медиа является уникальное предложение. Создание и продвижение инновационных продуктов или услуг помогает стартапам привлекать внимание и строить репутацию как лидеров в своей области.

Привлечение внимания и инвестиций

Целенаправленная и постоянная работа по продвижению экспертизы, личного бренда основателя стартапа привлекают внимание инвесторов и потенциальных партнеров. Инвестиции могут значительно ускорить развитие стартапа и помочь в создании сильной репутации на рынке. Логично, что инвесторы и партнеры обычно ищут стартапы, которые имеют потенциал изменить отрасль или решить актуальные проблемы.

На первый взгляд кажется, что все просто: есть отличный продукт или идея, в чем сложность наложить на это уже хорошо отработанные PR-технологии? Тут как раз лежат «подводные» камни. И чтобы не создать себе «негативную» репутацию, лучше сразу проанализировать серьезные риски, к работе с которыми надо подготовиться. Перед началом продвижения нужно хорошо изучить целевую аудиторию и понимать, какие ресурсы читают или смотрят потенциальные клиенты вашего стартапа.
Какие же риски можно предусмотреть?
1. Негативная обратная связь.

Стартапы могут столкнуться с негативными отзывами или критикой, особенно в начальной стадии, когда продукт или услуга еще не отработаны «в полях». Уметь работать с негативной обратной связью и ее преобразовывать ее в полезный и позитивный опыт важно для сохранения репутации

2. Недостаток опыта

Стартапы часто не имеют опыта в построении репутации, что может привести к ошибкам и даже «медийным провалам». Перед началом любой публичной деятельностью надо инвестировать время собственников и руководителей в обучение и консультации по стратегии и публичным выступлениям во всех медийных каналах, например, подготовить «ответы на ключевые вопросы» для СМИ. В идеале попробовать сделать тренировочные аудио и видео интервью, отвечая на «заковыристые» вопросы по развитию вашего бизнеса.

3. Конкуренция в общении со СМИ

Сейчас в среде стартапов достаточно серьезная конкуренция за внимание журналистов и блогеров, общение и контакты со СМИ могут не принести результатов в виде публикаций. Почему это случается? Необходимо научиться четко и понятно излагать идею, процессы, результаты работы вашей компании, поэтому представьте, что Вы объясняете свои инновационные идеи и то, чем вы занимаетесь «своей бабушке», «на пальцах». Но чтобы журналистам, которые не являются специалистами в вашей области, было не только понятно, но и интересно писать о стартапе, важно преподносить это в качестве интересной и даже эмоциональной «истории» развития Вас, как лидера, Вашей идеи, Вашего бизнеса. Этот инструмент называется "сторителлинг», его успешное использование при работе со СМИ может помочь «обойти» конкурентов с помощью Вашей уникальности и харизмы.

4. Изменяемость

Стартапы работают в условиях быстрого изменения и конкуренции. Их состав, стратегия, процессы и даже идея могут меняться на ходу, поэтому необходимо постоянно следить за негативной и позитивной обратной связью, и реагировать на нее.

5. Ограниченные ресурсы

Стартапы, как правило, ограничены в ресурсах, включая бюджет и персонал. Это может повлиять на методы и возможности в построения репутации и требует тщательного управления ресурсами.


Немного о бренде…
В процессе продвижения необходимо четко представлять себе какой Вы строите бренд. Создание репутации – это длительный процесс, поэтому нужно заранее определиться. Представьте себе, что Вы хотели бы, чтобы люди о Вас думали и говорили? Надежный? Честный? Добрый? Интеллектуал? В данном случае Вы также формируете это представление, только для Вашего бизнеса. Создайте (а вот придумайте!!) историю своей компании и используйте ее для продвижения бренда. Согласно опросам, более половины респондентов готовы купить товары или услуги компании, если им нравится история бренда
Какие ценности Вы транслируете своей целевой аудитории?
Прозрачность в коммуникации с клиентами, инвесторами и общественностью может сделать вашу компанию более стабильной. Инновации, качество, сервис, скорость, клиентоориентированность, социальная ответственность, развитие сотрудников, забота об экологии? Подтверждение ваших принципов обязательно надо показывать и подтверждать фактами в Вашей PR-кампании.
Кратко о технологиях…
Помимо прямого общения со СМИ, рассылки пресс-релизов и пресс-конференций есть еще много инструментов продвижения, которые не ограничиваются списком ниже)…
  • Деловые мероприятия. Офлайн-мероприятия могут стать хорошим способом для стартапов продемонстрировать инновационные решения широкой бизнес-аудитории, найти новых инвесторов, партнеров и потенциальных клиентов.

  • Связи с сообществами. Потребители и клиенты чаще поддерживают социально ответственные компании. Один из способов сформировать значимые социальные цели для компании — это установить отношения с местным населением. Стартапы могут принять участие в благотворительных мероприятиях.

  • Активность в социальных медиа. Эффективные PR-компании в социальных сетях — хороший способ охватить широкую аудиторию. Компании могут вести свои аккаунты и взаимодействовать с подписчиками, покупать продвижение постов или сотрудничать с медийными лицами для продвижения своих продуктов

  • Коллаборации и партнерства. Взаимодействие с комплементарным неконкурентным бизнесом дает возможность выгодно продвинуть свой продукт и обменяться лояльной аудиторий.

  • Работа с инфлюенсерами. Работа с лидерами мнений, на которых ориентируется Ваша целевая аудитория может стать для стартапа ключом к началу формирования репутации.
Несколько рекомендаций для общения со СМИ, или что нужно иметь в виду?
  • Согласно своей стратегии составьте четкий календарный план, отражающийся в частоте контактов со СМИ в зависимости от вашей задачи. Включите в него Вашу деятельность, ключевые сообщения, основные материалы, планы, бизнес-результаты, которые Вы хотели сообщить в СМИ. Исключите спонтанные неподготовленные встречи и не отправляйте «сырые», с ошибками и неточностями материалы, исправить это будет сложно.

  • Все материалы, что вы отправили в СМИ по e-mail, наговорили по телефону под запись или на диктофон - имеет право быть опубликовано

  • Вся информация, которую Вы рассказали при встрече с журналистом - может быть опубликована

  • Для избежания фактических ошибок попросите журналиста заранее поделиться статьей (в той части, где речь идет о Вашей компании или есть Ваша цитата) до ее выхода. Журналист может чего-то не понять, перепутать и допустить неточности.

  • Не правьте текст журналиста (кроме ваших цифр и данных, если необходимо), не просите заменить слово «привлекательный» на «притягательный», не критикуйте его точку зрения, не требуйте немотивированного изменения иллюстраций или названия статьи)

  • Если ошибки обнаружены в уже напечатанной статье, требование опубликовать опровержение не исправит ситуацию, испортит отношение с изданием и в будущем создаст множество рисков.

  • Никогда ничего не сообщайте журналисту с оговоркой «не для записи»
    Итоги
    Инновации всегда сопряжены с повышенным риском, ведь новые идеи могут не реализоваться, потребовать больше времени и ресурсов для развития, проиграть конкуренцию. Именно поэтому в своей статье я призываю стартапы отнестись серьезно к построению бренда, созданию коммуникационной стратегии, а это требует высокой квалификации, постоянного мониторинга, тренингов руководителей и персонала, и готовности среагировать немедленно на медийный кризис. Лучше начать правильно, а не «улучшать» репутацию в результате публикаций негатива в СМИ. Обращайтесь к профессиональным PR-консультантам!
    Анна Сошинская
    директор практики Health & Care,
    soshinskaya@altezza.ru